Установка бортового камня гост
Содержание:
- Что такое бордюрный камень
- МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
- Бордюр для тротуарной плитки
- Для каких целей могут использоваться бордюрные камни?
- Самостоятельное изготовление поребрика
- Бордюрный камень — изготовление своими руками
- Для приусадебного участка и дачи
- Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками
- Наши события
- №2. Бетонный бордюр
- СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91
- Установка бортовых камней
- Нестандартные габариты
Что такое бордюрный камень
Главное предназначение бордюров — разделять тротуары и проезжую часть дороги, что необходимо для безопасности пешеходов. Их изготавливают из бетона, гранита и железобетона. Они изготавливаются методом полусухого прессования или вибролитьевого формования. Вибропрессованные бордюры отличаются высокими характеристиками качества.
Бордюрный камень еще называют бортовым. В Санкт-Петербурге и в Новосибирске бордюр называют поребриком.
Бортовой камень бывает пяти видов:
- Дорожный бордюрный камень помогает создать границу между проезжей и пешеходной частями дороги. Он усиливает тротуарную плитку.
- Магистральный бордюр используется при строительстве дорожных автомагистралей. Он длиннее дорожного, а также отличается повышенной прочностью.
- Тротуарный бордюр помогает оформить площади, парки, тротуары, дорожки. Защищает газоны и цветочные клумбы от размывания дождем. Изготавливается в разных цветах и формах.
- Садовый бордюр применяется на дачах, в парках, скверах и в местах отдыха. Такая разновидность длиннее тротуарного.
- Газонный бордюр используется для декорирования дорожек и клумб, а еще поможет разделить садовый участок. Имеет небольшой вес.
Также он применяется для водоотвода.
Основные характеристики
Бордюры выпускают полного и неполного окраса. Стоит отметить, что поребрики бывают разных цветов: серый, черный, красный, синий. Цена указывается за погонный метр, в разных регионах может несколько отличаться.
Поребрик (бордюрный камень) выделяется такими достоинствами:
- Повышенная устойчивость к низким температурам;
- Гигроскопичность (устойчивость к влаге);
- Повышенная прочность и износостойкость;
- Долговечность;
- Нескользящее покрытие;
- Выбор цветов, форм и размеров.
Для изготовления используют цемент с различными добавками, а также портландцемент.
Портландцемент считается очень распространенным и востребованным материалом в данной индустрии. Такой цемент получается при смешивании гипса и мелкоизмельченного клинкера. Для стойкости к негативным условиям могут применяться и дополнительные добавки. Кроме того, портландцемент насыщен минеральными добавками.
Эти минеральные компоненты делят портландцемент на следующие разновидности:
- С повышенной отдачей тепла;
- Устойчивый к высокой влажности;
- Состав, который быстро твердеет;
- Пластифицированный;
- Устойчив к воздействию различных химических веществ;
- Средней временной отрезок застывания.
Поребрики длиной 3 и 6 м обязательно армируются. 1 погонный метр весит 95 кг. На тротуарный бордюр рассчитана меньшая нагрузка, соответственно вес 1 погонного метра составляет 35 кг.
Срок службы и размеры
Служба бортового дорожного камня зависит от множества факторов. Срок эксплуатации зависит от качества сырья. Гранитные поребрики считаются самыми долговечными.
Длительность службы обусловлена местом применения, нагрузкой и техникой установки. Как правило, дорожные служат меньше, чем садовые или тротуарные. Средний срок эксплуатации службы поребриков около 10 лет.
У бордюра и бордюрного камня размеры зависят напрямую от области применения. Самыми усиленными и прочными являются бордюры для дорог и автомагистралей. В длину поребрики изготавливаются от 50 см до 100 см. В ширину — от 8 см до 45 см. При производстве соблюдаются все требования ГОСТа.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
3.1. Испытание камней нагружением для контроля их прочности и трещиностойкости проводят по ГОСТ 8829.
Схема и положение камня при испытании приведены на черт. 1 и в табл. 7.
Р —
контрольная нагрузка.
Черт. 1
Таблица 7
Марка камня | Положение камня при испытании | l
, мм |
а,
мм |
БР300.30.15 | 3000 | 750 | |
БР300.30.18 | |||
БР300.45.18 | |||
БР300.60.20 | |||
БР600.30.15-A-IV | 6000 | 1500 | |
БР600.30.18-A-IV | |||
БР600.45.18-A-IV (A-V) | |||
БР600.60.20-A-IV (A-V) | |||
БУ 300.30.29 | 3000 | 750 | |
БУП300.30.32 | |||
БУП300.30.29 | |||
БУП300.30.32 | |||
БУП600.30.32 | 6000 | 1500 |
Максимальная ширина раскрытия трещин при испытании на прочность и трещиностойкость не должна превышать 0,2 мм.
Испытание камней нагружением проводят после достижения камнями прочности на сжатие в 28-дневном возрасте.
3.2. Прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе следует определять по ГОСТ 10180 или ГОСТ 17624, или ГОСТ 22690.
При изготовлении камней по способу вибропрессования, приводящему к изменению состава бетона, принимают поправочный коэффициент к прочности бетона контрольных образцов, устанавливаемый экспериментально в соответствии с требованиями ГОСТ 10180. При этом поправочный коэффициент следует принимать не менее 1.
3.3. Морозостойкость бетона определяют по ГОСТ 10060.0 — ГОСТ 10060.4 или ГОСТ 26134 при насыщении образцов бетона камней перед испытанием 5 %-ным водным раствором хлорида натрия.
При этом допускается снижение прочности на сжатие бетона образцов не более чем на 5 % и потеря их массы не более чем на 3 %.
3.4. Водопоглощение бетона камней определяют по ГОСТ 12730.3.
3.5. Удобоукладываемость бетонной смеси определяют по ГОСТ 10181.
3.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси с воздухововлекающими добавками контролируют по ГОСТ 10181.
3.7. Контроль сварных арматурных изделий следует проводить по ГОСТ 10922 и ГОСТ 23858.
3.8. Силу натяжения арматуры, контролируемую по окончании натяжения, измеряют по ГОСТ 22362.
3.9. Размеры и положение арматурных изделий в камне, толщину защитного слоя бетона до арматуры следует определять по ГОСТ 17625 или ГОСТ 22904.
При отсутствии необходимых приборов допускается определение указанных параметров вырубкой борозд и обнажением арматуры камня с последующей заделкой борозд и мест обнажений арматуры мелкозернистым бетоном или бетоном, из которого изготовлен камень.
3.10. Размеры, отклонения от прямолинейности и перпендикулярности камней, ширину раскрытия технологических трещин, размеры раковин, наплывов и околов бетона следует проверять методами, установленными ГОСТ 26433.0 и ГОСТ 26433.1.
Длину криволинейных камней измеряют по верхнему краю выпуклой стороны, а отклонение профиля лицевой поверхности от номинальной кривизны проверяют шаблоном.
Бордюр для тротуарной плитки
Ограждение для тротуарной плитки поможет сохранить целостность покрытия, не позволяя расползтись основанию.
Как правильно установить бордюр для тротуарной плитки своими руками?
Определившись с расположением садовых дорожек, можно приступать к установке бордюра. Сам процесс работ несложен, нужно лишь соблюдать следующий порядок действий:
- Подготовить площадку под строительство: удалить мусор с территории, выровнять поверхность.
- Провести разметку под будущие дорожки.
- Вбить колышки по краям дорожек и протянуть между ними шнур. Высоту пролегания шнура следует вымерять строительным уровнем, поскольку это будет верхней границей бордюра, сделанного самостоятельно.
- По всей длине разметки вырыть траншею, в которую будут закладываться бордюрные секции. Следует помнить, что глубина траншеи должна составлять треть от высшей точки бортика, а ширина — быть на 10 см больше бордюрной.
- На дно траншеи, предварительно утрамбованное и уплотненное, залить раствор из песка и цемента в пропорциях 3:1 (песок-цемент). Раствор должен иметь консистенцию вязкой сметаны для более удобной заливки.
- Уложить бордюрные элементы, придерживаясь уровня шнура. При этом камни необходимо выровнять по высоте, подливая раствор на дно там, где это потребуется.
- Стыковые швы заполнить раствором, оставить сооружение застывать на сутки.
- Оставшийся зазор засыпать грунтом, тщательно утрамбовывая.
Необходимо помнить, что укладка самой плитки должна производиться только после установки бордюра.
Установка бордюра своими руками.
Что необходимо для расствора, в каком соотношении смешивать
Бордюрные камни можно приобрести в магазине или изготовить своими руками. Для изготовления бортиков можно воспользоваться готовыми формами, но лучше соорудить самим. Во втором случае потребуется устанавливать опалубочную систему.
Размер блоков может быть любым. Единственное, что необходимо учесть, это длину секции для штучных бордюров — она не должна превышать 2 м. В противном случае бордюрная конструкция будет неудобна при монтаже и быстро разрушится.
Технология изготовления бордюров следующая:
- Подготавливается форма для заливки ограждений.
- Приготавливается сухая смесь из расчета 3:1 (песок-цемент); компоненты тщательно смешиваются.
- Затем туда же добавляется мелкофракционный щебень из расчета 3:1 (щебень-сухая цементно-песчаная смесь), после чего все заливается водой и смешивается. Следует избегать появления комков в растворе и образования воздушных пузырьков.
Для того чтобы монтаж бортов был удобным, одну сторону элемента необходимо сделать с небольшой фаской после освобождения от опалубочной системы. Этого можно добиться, срезав излишки.
Для каких целей могут использоваться бордюрные камни?
В зависимости от выполняемых функций бетонные бордюры разделяют на следующие типы:
- Дорожные. Это наиболее распространенный тип бортовых камней, устанавливаемый вдоль городских дорог. Служит для отделения проезжей частей от тротуаров, газонов, площадок-остановок общественного транспорта, велосипедных дорожек. Обычно для этой цели используют камни длиной 1 м (реже – 3 м и 6 м), высотой 0,3 м, шириной 0,15-0,18 м.
- Тротуарные или садовые. Садовые бордюры используются для отделения тротуаров и пешеходных дорожек от газонов. Длина – 1 м, высота – 0,2 м, ширина – 0,08 м. Лицевая часть – слегка скошенная. Изделия могут устанавливаться как на общественных, так и на частных территориях: в жилых кварталах, на автомобильных стоянках, территориях АЗС, в коттеджных и дачных поселках.
- Магистральные. Для установки на междугородных трассах, мостах, эстакадах используются самые массивные виды бордюрных камней. Длина – 1,0-6,0 м, высота – 0,45-0,6 м, ширина – 0,18-0,2 м.
Самостоятельное изготовление поребрика
Бывае так, что не устраивает дорогая цена, форма или длина готовых бордюров, поэтому можно их сделать самостоятельно. В строительных магазинах продаются специальные формы для заготовки поребриков. Для производства самодельной формы потребуется ДВП или фанера, скрепленные винтовыми зажимами.
Важно правильно приготовить бетонный раствор. Идеальный раствор состоит из цемента, песка и гравия в соотношении 1:1:2
При добавлении воды важно учесть, что раствор должен быть суховатым.
Если изделие большое, то потребуется армирование. В заранее приготовленные формы заливается раствор до самого верха и оставляется на сутки. Через 23 часа уже можно снимать опалубку. Главное в этом процессе — аккуратность, дабы не повредить изделие. Потом бордюры должны хорошо высохнуть, тогда их можно устанавливать.
Дорожные бордюры не раз спасали жизни людей, в новостных лентах можно найти много историй, подтверждающих необходимость установки поребриков. Даже современные архитекторы нашли свое вдохновение в этих каменных изваяниях. В Санкт-Петербурге даже установили памятник поребрику. Автором стал Вячеслав Бухаев. Данный памятник стал символов дружбы между Москвой и Санкт-Петербургом.
Таким образом, можно сказать, что современный мир оценил необходимость бордюров. Производство развивается, скоро не понадобится и рабочая людская сила: все будут делать машины.
Бордюрный камень — изготовление своими руками
Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.
Материалы и инструменты
Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:
- емкость для приготовления бетона или бетономешалка;
- шуфель;
- оцинкованное 12-ти литровое ведро;
- мастерок;
- глубинный вибратор (или перфоратор с насадкой-миксером);
- шуруповерт.
Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:
- гравий с размером частиц от 20 до 40 мм;
- песок;
- цемент марки М400-М500;
- ДСП толщиной 18 мм для изготовления формы;
- вода;
- саморезы;
- пластиковый уголок.
Изготовление формы для заливки — бордюрный камень
Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:
- Из толстого ДСП делают коробку – внутренняя длинна и ширина коробки, высота от дна должны соответствовать аналогичным параметрам изделий которые планируется изготавливать. Все элементы коробки скрепляют оцинкованными прочными саморезами.
- Внутрь коробки крепят пластиковые уголки – расстояние между этими элементами определяет ширину будущего изделия.
- Из того же ДСП вырезают перегородки которые вставляя внутрь формы фиксируют с помощью уголков.
Рисунок 6. Самодельная форма для изготовления бордюрного камня
Для того чтобы при заливке формы бетоном ее не деформировало длинные стороны фиксируют между собой струбцинами
Изготовление бордюров
Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:
- Приготовление рабочего раствора – во вращающийся ковш бетономешалки засыпают цемент, песок и гравий в соотношении 1:3:3, добавляют воду в таком количестве, чтобы готовый раствор имел консистенцию густой сметаны.
- Заливка рабочего раствора в форму – готовый бетон во все секции самодельной формы при помощи ведра.
- Уплотнение бетона при помощи глубинного вибратора или насадки-миксера на перфоратор.
- Застывание – форму с уплотненным бетоном стягивают с двух сторон при помощи струбцины и оставляют на 12-18 часов для затвердения.
- Выемка готового изделия из формы – после того как раствор в форме затвердел и набрал требуемую прочность с формы снимают струбцины, переворачивают ее и легкими постукиваниями по дну вынимают готовые изделия.
Для приусадебного участка и дачи
Дачный и приусадебный ландшафт тоже оформляется с использованием бортовых камней. Его функции те же, что и в городской черте – защита и определение границ. На территории дачного участка не используется массивный дорожный или магистральный камень. Он недешев, а масса и габариты затрудняют самостоятельный монтаж без применения тяжелой техники.
Дорожки, клумбы, грядки на приусадебном участке разделяют тонким тротуарным бордюром. При использовании тротуарной плитки, одновременно с ее элементами заказывают и бордюры подходящего дизайна и цвета.
Размеры садовых бордюров.
Вас также могут заинтересовать размеры тротуарной плитки.
Размеры и характеристики бордюра по ГОСТу
- БР100.30.15 – отделяет тротуар от проезжей части. Его маркировка содержит основные характеристики: БР – бордюрный камень; 100 – длина 1 метр; высота и ширина, соответственно, 30 и 15 сантиметров. Вес одного элемента зависит от использованных при производстве материалов, он составляет 95-150 кг.
- БР100.22.15 – низкий дорожный бордюр тоже востребован при оформлении дорог. Из маркировки видно, что при длине в 1 метр, ширине 15 сантиметров, он имеет высоту 22 сантиметра.
- БР100.45.18 – высокий магистральный бордюр. Этот вид используется при оформлении шоссе, городских магистралей и трасс. Он защищает тротуар и продлевает срок использования дорожного полотна. Способен выдерживать значительные механические нагрузки. Размеры: длина – 1 метр, ширина – 18 сантиметров, высота – 45 сантиметров. Масса одного элемента – 180 кг.
- БР100.20.8 – садовый тротуарный бордюр. Компактное изделие с небольшой фаской. Вес одного камня – около 40 кг, длина – 1 метр, ширина – 8 сантиметров, высота – 20 сантиметров.
Что собой представляет пластиковый бордюр для дорожек подскажет данный материал.
Являясь элементом, обеспечивающим безопасность и эстетику на проезжей части, бордюрный камень изготавливается согласно ГОСТу.
ГОСТ бортового камня из горных пород.
ГОСТ 6665-91 распространяется на изделия из бетона и железобетона (бордюрные камни). Этим документом регламентируется форма и размеры изделия, марка бетона, используемая для изготовления, и показатели материалоемкости.
- БР100.30.15 – отделяет проезжую часть и внутриквартальные проезды от тротуара.
- БР100.30.18 – отделяет проезжую часть от тротуаров, газонов, территории остановок и полотна трамвайных путей.
- БР300.45.18 – предназначен для отделения дорог от тротуаров, съездов с насыпью высотой не более 2 м.
- БР300.60.20 – отделяет проезжую часть от тротуаров в тоннелях и на съездах с насыпью высотой более 2 м.
- БР100.20.8 – отделяет тротуары от газонов.
- БУ300.30.29 – отделяет проезжую часть внутриквартальных проездов от газонов и тротуаров.
- БУ300.30.32 – отделяет проезжую часть дороги от газонов и тротуаров.
- БЛ300.32.68 – используется для устройства полос безопасности.
- БВ100.30.18 – для оформления въездов используется вместе с рядовым камнем соответствующего размера.
- БК100.30.18.5-БК100.30.18.15 – применяются при оформлении криволинейных участков.
Свойства, подлежащие контролю: трещиностойкость, прочность на сжатие, растяжение при изгибе, морозостойкость, водопоглощение, геометрическая правильность.
Размер, объем и масса бортовых камней.
Изготовление бордюрного камня
Свойства бордюрного камня обусловлены правильным соотношением рекомендованных материалов и соблюдением технологии производства.
Материалы: бетонная смесь с добавками, обеспечивающими пластичность, заполнителями – щебнем, гравием, доменным шлаком. Для экономии цемента, в бетонную смесь допустимо добавление шлака, золы, золошлаковой смеси.
Государственными нормами рекомендуется изготовление бордюрного камня путем вибропрессования.
Использование вибрации позволяет удалить из смеси воздух и равномерно распределить все компоненты.
Всю информацию про размеры поребрика найдете тут.
Этапы производства
Дозированные компоненты поступают в бетоносмеситель. Готовая смесь направляется в формообразующую оснастку (вибропресс, вибростол с формами), где формуется и уплотняется. Следующий этап сушка. На некоторых предприятиях ее заменяет пропарка в камерах с высокой влажностью и температурой, позволяющая сократить время изготовления.
Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками
Перед тем как уложить бордюр для тротуарной плитки своими руками, необходимо произвести разметку и заложить траншею. Планировка поверхности производится с использованием колышков и шнура – ими выстраивают линию установки лицевой стороны бордюра
Важно учитывать, что лицевая сторона бордюра должна быть повернута к покрытию
Разметка будущего тротуара и закладка траншей под бордюры
На колышки нужно нанести отметки расположения грунта и бетонного основания.
- Колышки вбивают в землю и на высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур.
- Далее копают траншею, делая ее глубину такой, чтобы после монтажа бордюра его край поднимался над поверхностью грунта и покрытием на 2-3 см – это позволит предотвратить попадание грязи на плитку.
- В ширину траншеи нужно закладывать ширину поребрика,а также небольшой запас в 4-5 см с каждой стороны.
- Грунт на дне траншеи нужно тщательно уплотнить. Например, виброплитой, если ее ширина подходит под ширину траншеи.
- Укладка на грунт геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2 – не обязательная, но крайне рекомендуемая процедура. Геотекстиль предотвратит смешивание грунта и щебня, что существенно продлит срок службы тротуарных бордюров.
Основание подготовлено, начинается собственно укладка садового бордюра.
Технология укладки бордюра своими руками
На геотекстиль высыпают щебневую подушку. Щебень берут фракции 20-40 мм. Если уровень грунтовых вод низкий, то вместо щебня можно использовать отсев или крупнозернистый песок. Щебневая или песчаная подушка должна быть толщиной 10-15 см (после трамбовки)
Обратите внимание, что после трамбовки толщина щебневой подушки уменьшается примерно на четверть. Устройство бетонной подушки. Как приготовить раствор для установки бордюров? 1 часть цемента марки М400 и 3-4 части песка тщательно перемешивают с добавлением совсем малого количества воды
Вы также можете приготовить и бетонный раствор, смешав 1 часть цемента, 2 части песка и 2-3 части мелкофракционного щебня. Бетонную смесь или цементно-песчаный раствор для укладки бордюров заливают толщиной 5-7 см на дно траншеи, но не все сразу, а по мере установки бордюрного камня. Далее на подушку из бетонной смеси производится укладка тротуарного или садового бордюра. Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром
Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная. Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы. После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см. Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью. После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.
Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром. Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная. Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы. После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см. Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью. После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.
При соблюдении данной технологии установки тротуарных бордюров своими руками риски, что при пучении грунта поребрики сдвинутся – очень маловероятны.
Наши события
23 ноября 2021, 15:22
Вывод КАБСов при партнерстве с ТК «КабельСтройСервис»
23 ноября 2021, 09:45
RusCable Insider #248 — Cтажировки в Prysmian, Электропровод навсегда, ожидание украинского кабеля и Москабель на Винзаводе
19 ноября 2021, 10:40
RusCable Live — Традиции современности. Электропровод. Эфир 19.11.2021
19 ноября 2021, 09:27
RusCable Review №78 — Посвящение! АЭК, Москабель, Prysmian, КСК-Групп, AGS, CегментЭНЕРГО, РЭМЗ
17 ноября 2021, 09:11
История созидателей кабельной отрасли. Завод «Электропровод»
15 ноября 2021, 15:48
RusCable Insider #247 — Интервью с Mixer. Кабельный завод будущего. Аналитика от КСК-групп и 80 лет заводу Контактор
ПАРТНЁРЫ
№2. Бетонный бордюр
На большинстве участков садовые дорожки обрамляют именно бетонным бордюром. Такой популярностью он обязан прочностным характеристикам и относительной дешевизне, а также возможности его изготовления своими руками. Бетонный бордюр станет отличным вариантом для обрамления дорожек из бетона, камня, тротуарной плитки, брусчатки и асфальта.
Основные преимущества:
-
долговечность и прочность;
- устойчивость к высоким и низким температурам, влаге;
- аккуратный внешний вид;
- невысокая стоимость;
- простой уход;
- возможность самостоятельного изготовления.
Среди недостатков большой вес и скудный выбор готовых бордюров, а также относительно трудоемкие работы по подготовке почвы под монтаж такого бордюра. Готовые изделия продаются в нескольких типоразмерах, укладывать их можно на ребро или на широкую сторону. Если размеры, форма или внешний вид готовых бетонных блоков не устраивают, можно изготовить бордюр самостоятельно с использованием готовых или самодельных форм. Понадобится подготовить раствор и залить его в заготовки, а дождавшись полного отвердевания, использовать полученное изделие по назначению. Бетон можно будет окрасить в массе в необходимый цвет или же украсить галькой, ракушками, мелкими камнями, стеклышками, отпечатками, чтобы придать скучному материалу уникальный внешний вид.
Бетонный бордюр, купленный или изготовленный своими руками, имеет большой вес, поэтому подготовительным работам следует уделить должное внимание – от них зависит долговечность конструкции. Понадобится выкопать траншею глубиной около 20 см, засыпать ее щебнем, утрамбовать его и засыпать песком
Последний поливают водой и также тщательно трамбуют, после чего заливают цементный раствор, в который погружаются элементы бордюра. С помощью резинового молотка они выравниваются по необходимому уровню, остатки цемента можно залить в стыки. Бетонный бордюр можно устанавливать и параллельно с созданием садовой дорожки.
Еще один вариант обустройства бетонного бордюра – заливка бетона при помощи опалубки. Процесс напоминает подготовку ленточного фундамента, позволяет сэкономить время, но полученный таким способом бордюр будет иметь невысокие декоративные качества. Работы начинаются с выкапывания траншеи нужной глубины и ширины, потом устанавливается опалубка. Для ее изготовления сгодится шлифованная доска, но если планируется создать дорожку с изгибами, то лучше использовать пластик, МДФ или сталь. Опалубка фиксируется с помощью колышек, а потом заполняется цементным раствором, приготовленным в бетономешалке или самостоятельно с использованием любой подходящей емкости. Теперь остается разравнять поверхность, а после того, как бетон затвердеет, можно снять опалубку и нарезать компенсационные швы с шагом 100-150 см для предотвращения растрескивания. Во время застывания бетон можно украсить галькой, кусками керамической плитки или мозаикой. Такие бордюры могут быть использованы для насыпных, асфальтовых или изготовленных из подручных материалов дорожек.
СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91
Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.
Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:
3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м . Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м .
Этот «снип» (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни. «Снип» заменил ВСН 62-91* от 1994 года, в котором аналогичный пункт звучал следующим образом : «…2.2.2. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части…»
Таким образом существует, как я понимаю, организация Ростехнадзор, которая должна контролировать соблюдение входящего в Классификатор ISO 91.040.01 (Строительство в целом) вышеназванного СНиПа.
«Перед Московским МТУ Ростехнадзора стоят основные задачи по осуществлению полномочий, направленных на реализацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области … строительного надзора …
Установка бортовых камней
Железобетонные бортовые камни заранее подвозят на трайлерах или тракторных прицепах и раскладывают автокраном рядом с земляным ящиком.
При установке монтажники стропят камень, автокраном подают его к месту укладки и опускают в земляной ящик. Удерживая камень в подвешенном состоянии (так, чтобы его подошва была на 10-15 см выше песчаного слоя), выравнивают камень по линии разбивки, ломом отжимают до упора в торец ранее уложенного, опускают на песчаный слой и проверяют положение стыков по высоте: на стыке не должно быть уступов. Если на стыках получается уступ или верх камня не совпадает с линией шнура (проволоки), камень поднимают автокраном, отводят в сторону, подсыпают песок либо снимают его излишки. Затем камень выравнивают по линии и устанавливают на место.
С одной стоянки автокрана устанавливают два камня, после чего автокран перемещают на следующую. Дополнительные выносные опоры (аутригеры) не устанавливают.
Для обеспечения на стыках камней одинаковых зазоров (6-8 мм) пользуются фиксатором зазоров — Г-образным стальным шаблоном, который накладывают на торец установленного камня. Последующий камень устанавливают так, чтобы торец его уперся в торец (с фиксатором) прежде установленного камня.
После установки бортовых камней на участке в 40-50 м их окончательно выверяют в плане и по высоте. В необходимых случаях автокраном слегка приподнимают камень, выправляют его и опускают в проектное положение.
Нестандартные габариты
Габариты нестандартного бордюра используются для удерживания декоративных плиточных покрытий аллей, зон отдыха. Устанавливаются в предварительно вырытую траншею на смесь из песка и цемента, под которым прослойка щебня мелких фракций, после чего фиксируются с обеих сторон раствором. Устанавливаются встык на прямых участках, на криволинейных, торцы подрезают. К негабаритным относятся:
- маленькие легкие элементы, имеющие фаску, декоративный узор, цвет, совпадающий с плиткой;
- бывают гранитные виды, соответствующие природной цветовой гамме, как особенный декор они сочетаются с отделкой цоколей фасадов домов;
- иногда выполняется обрамление из лотков ливнестока;
- отлично смотрятся натуральные песчаник, сланцы, ровно обрезанные, отшлифованные по краям в произвольном порядке;
- существуют безопасные формы из резиновой крошки для детских и спортивных площадок.
Назначение |
размеры (от-до) в см. |
||
длина |
ширина |
высота |
|
литые для сада и аллей |
50-39 |
8-3,5 |
20-19 |
гранитные |
70-200 |
8-20 |
15-60 |
Базальт, гранит, даже песчаник имеют очень привлекательную фактуру и довольно высокую цену, включающую в себя добычу, обработку, хранение, доставку. Исходя из этого популярными считаются желтые, серые, коричневые цветные рамки. На оттенки влияет цвет песка. Поребрик обязан сочетаться с фоном дорожки или площадки.