Как изготовить и уложить тротуарную плитку своими руками

Процесс производства плитки своими руками

Технология производства одинакова как для промышленных масштабов, так и для выполнения работ своими руками. Для начала следует позаботиться о необходимом сырье, сухие компоненты должны правильно храниться в крытых, хорошо вентилируемых помещениях.

Песок нужно просеять, так будут удалены посторонние частицы, комки, глина. Если используется речная вода, то ее также необходимо попустить через фильтр. Следующим этапом будет подготовка форм, их нужно очистить от следов предыдущего использования – промыть, высушить и смазать маслом. Это необходимо чтобы готовая плитка легко отделялась от стенок.

https://youtube.com/watch?v=clLExhMeVWA

Технология производства тротуарной плитки

Смазывать можно машинным маслом, его нужно разбавить водой, поскольку слишком жирная поверхность может испортить качество плитки, она будет иметь раковины и пустые полости. Разводить масло нужно в следующей пропорции: на 50 грамм машинного масла расходуется 1,5 литра воды, эту смесь нужно тщательно перемешать.

Если план производства предусматривает наличие в составе пластификатора, его также необходимо подготовить заранее. Его количество не должно превышать 0,5% от общего количества бетонной массы. В противном случае можно не только не добиться улучшенных характеристик, но и испортить всю партию плитки.

Пластификатор используют в пропорции: на 40 литров воды 200 грамм. Сначала нужно развести сухую смесь в одном литре горячей воды, затем добавить оставшуюся часть жидкости и хорошо размешать.

Подготовка красителя также должна осуществляться перед замесом бетонной массы

Подготовка красителя также должна осуществляться перед замесом бетонной массы. Колер продается в сухом или жидком виде, его смешивают с водой в пропорции: 800 граммов пигмента на 3 литра теплой (40 – 50оС) жидкости.

Этот компонент является достаточно дорогим, но не стоит снижать пропорции, поскольку плитка может получиться слишком бледная, и иметь эффект выгоревшей краски. Такую партию будет трудно реализовать.

Если план производства плитки предусматривает ее изготовление своими руками в домашних условиях, что подразумевает экономию денежных средств, то лучше использовать технологию двухслойной заливки. Вначале форма наполняется смесью, содержащей пигмент, затем неокрашенной массой.

При этом важно чтобы временной интервал между заливками не превышал 20 минут. Такая плитка получится даже лучшего качества, будет более прочной

Следующим этапом технология предусматривает приготовление цементного раствора. Вначале бетоносмесительное устройство смачивается водой. Это позволит более качественно смешать компоненты и предотвратит засорение бетономешалки растворным налетом.

Для тротуарной плитки необходимо три ведра цемента, два ведра воды, включая растворенный пигмент и пластификаторы и девять ведер песка. Консистенция массы должна быть как мокрая земля. Не стоит удивляться и бояться этого, когда раствор будет помещен в формы и виброустановку, воздух удалится, а масса станет выглядеть жидкой.

Излишняя влага испортит плитку, сделав ее более хрупкой. Хорошо вымешав бетон, до красивой, однородной массы, можно приступать к заполнению форм.

Готовая бетонная смесь имеет удобоукладываемость ОК = 3-4 см. Поэтому для ее уплотнения используют кратковременную виброобработку.

На следующем этапе в изготовление плитки своими руками включается вибрационное устройство. Формы размещаются на поверхности стола, не следует сильно перегружать его, поскольку излишняя масса снизит вибрационные колебания, а для завершения этапа понадобится больше времени.

Этот процесс длится не более 5 минут. О готовности можно судить после появления на поверхности бетона белой пленки. По истечении отведенного времени формы удаляются с вибростола и их нужно поместить на сутки в помещение, защищенное от прямых солнечных лучей.

Затем готовые плитки извлекаются из форм и складываются в небольшие стопки. Для полного высыхания и затвердевания должно пройти от 5 – до 20 дней. После этого можно готовить тротуарную плитку к реализации.

Виды тротуарной плитки с их плюсами и минусами

Современные производители стройматериала изготавливают тротуарную брусчатку, используя разные современные технологии. В зависимости от особенностей технологического процесса, плитка для тротуаров делится на 3 вида:

  • вибролитая;
  • вибропрессованная.

Вибролитая плитка производится с использованием пластичных составов. «Начинка» стройматериала заливается при помощи оборудования в специальные емкости – «виброформы». Тротуарная плитка этого вида отличается привлекательным внешним видом, она имитирует натуральную древесину или кирпич. Чаще всего данный вид строительного материала применяют для индивидуального строительства. Вибролитые плиточные элементы используют для обустройства приусадебных участков загородных домов и коттеджей. Также их выкладывают на дорожках, расположенных в парках и на садовых участках.

Вибропрессованная плитка изготавливается другим способом. Предварительно подготовленная бетонная смесь заливается в специальную пресс-форму. После этого она подвергается давлению, которое создает спецоборудование – вибропресс. Благодаря особой технологии изготовления, строительный материал имеет строгую форму с шероховатой поверхностью. Вибропрессованной плиткой выкладывают тротуары, мостовые, площади и дороги в многолюдных и общественных местах.

Современным потребителям доступно большое количество вариантов изделий разнообразной цветовой гаммы. Также тротуарная плитка бывает различной формы, наиболее востребованы следующие фигурные элементы мощения:

  • соты;
  • брусчатка;
  • чешуя;
  • клевер;
  • волна;
  • руно;
  • гжелка;
  • цветок.

В зависимости от материала из которого изготовлена тротуарная плитка, она подразделяется на несколько видов. У современных потребителей популярностью пользуются сравнительно недорогие стройматериалы из бетона и глины. В обустройстве загородных участков часто используется глиняная тротуарная плитка, имитирующая кровельную черепицу. Для улучшения технических характеристик стройматериала производители могут добавлять в плитку вяжущий материал, например, гранитную крошку.

Самой износостойкой является гранитная плитка, отличающаяся превосходными прочностными характеристиками природного камня. Она легко переносит резкие перепады температур, за счет чего имеет длительный срок эксплуатации. Бетонные плиты приходят в непригодность через 3-4 года, асфальтовое покрытие начнет деформироваться через 2 года, а гранитная плитка прослужит более 25 лет. Еще 1 плюс гранита – он не требует дополнительных средств защиты от повреждений. Минус натурального стройматериала – высокая стоимость.

Технология изготовления

В домашних условиях тротуарную плитку делают методом вибролитья. Альтернативная технология — вибропрессование — требует применения дорогого специального пресса. Вибропрессованная плитка крепче, но частнику такая прочность не нужна.

Подобное покрытие применяют при повышенной нагрузке и в местах с большой проходимостью.

Метод вибролитья состоит в следующем:

  • бетонный раствор засыпают в формы;
  • устанавливают формы на вибростол и включают его;
  • по мере необходимости досыпают раствор;
  • переносят формы на стеллаж;
  • через некоторое время извлекают готовую плитку из форм и складируют для окончательного созревания.

Далее все этапы рассматриваются подробно.

Технология производства бетонной брусчатки вибропрессованием

На данный момент используются две технологии производства брусчатки: путем вибропрессования и путем вибролитья. Для изготовления большей части продукции используется именно вибропрессование, поскольку этот метод обладает существенными преимуществами по сравнению с вибролитьем.

Метод вибропрессования обеспечивает:

  • отличное качество продукции, высокий уровень морозоустойчивости и прочности материала;
  • невысокую себестоимость изделий;
  • возможность автоматизировать и рационализировать производственный процесс.

Суть метода заключается в следующем:

  1. Щебень и песок очищают и просеивают.
  2. Сырье смешивают с цементом, водой, красителями и пластификатором. В результате получают полусухую массу.
  3. Смесь отправляют на вибропресс. Здесь она помещается в специальную форму, где осуществляется уплотнение массы с помощью вибраций.
  4. Готовые изделия на поддонах отправляют в сушильную камеру для созревания. В такую камеру может вместить до 6,5 тыс. м2 материала.
  5. После того, как твердость изделий достигла 70%, их распалубливают и вручную выполняют проверку качества. После этого продукцию отправляют на линию упаковки и перевозят на склад.

Если изготавливается цветная плитка, вначале форму заполняют слоем окрашенного бетона (около ? объема), а сверху выкладывают раствор без пигмента. Это позволяет экономить краситель, который стоит очень дорого.

Производственная линия практически полностью автоматизирована. Основные этапы процесса, начиная от дозировки компонентов и заканчивая определением уровня влажности бетона, контролируются в автоматическом режиме.

На видео показана технология изготовления (производства) брусчатки на производстве:

Финишные покрытия

Гидроизолирующие покрытия представляют собой стойкую к истиранию полимерную плёнку.   Изготовленная брусчатка на даче своими руками, её лицевая поверхность, неизбежно имеет небольшие раковины. Силиконовая промазка скроет эти дефекты.

Пропитка брусчатки гидрофобными составами. Её следует проводить сразу после укладки. В этом случае поверхность не придётся очищать от грязи, жировых пятен и растительности. Специальная жидкость на кремнеорганической основе для цементосодержащих изделий проникает в поры и отталкивает воду.

Проведение такой операции позволит не беспокоиться о высолах, потускнении окрашенных элементов, появлении растительности. Срок службы гидрофобизирующих жидкостей различен. Более надёжные средства стоят дорого за счёт дополнительных добавок. Отечественная ГКЖ-11К не отличается долговечностью, но стоит недорого.

Как приготовить раствор для тротуарной плитки?

Изготовление раствора для твёрдого дорожного покрытия – ключевой момент всего технологического процесса. Раствор состоит из:

  • твёрдого щебня нерудной породы 2-10 мм либо гранитного отсева или гравия;
  • очищенного промытого песка;
  • портландцемента;
  • бетонного пластификатора;
  • сухих красителей;
  • воды.

Состав раствора для тротуарной плитки варьируется в зависимости от того, какие свойства готового продукта интересуют потребителя.

В приготовлении смеси для тротуарной плитки или брусчатки нет ничего сложного, но требуется тщательная подготовка компонентов и методичное соблюдение всех этапов. Количество каждого ингредиента легко рассчитывается, когда известны требуемые пропорции объёма веществ.

В первую очередь осуществляют подготовку дополнительных составляющих – пластификатора и бетонного красителя. Последний используется для производства цветных тротуарных плит. При изготовлении изделий привычного серого цвета необходимость в нём отпадает.

Пластификатор, как правило, составляет не более процента от общего количества всех частей смеси. Чтобы замесить 80 л бетона нужно 400 г пластификатора. Нужно отметить, что его не добавляют в сухом виде. Мелкими порциями 400 г пластификатора засыпают в 2 литра воды, подогретой до 70 градусов.

На краситель приходится примерно 2% от всех составных частей полимерной смеси. Ориентировочно 700 г красящего вещества добавляют в воду (2,5 л), нагретую до 50 градусов, и тщательно размешивают.

Внутренние стенки бетоносмесителя необходимо увлажнить. С этой целью устройство ополаскивают изнутри, затем сливают воду. Коэффициент соотношения цементной смеси и жидкости определяет насколько прочным окажется бетонное изделие.

Чтобы получилась качественная тротуарная плитка, замешиваемый бетон должен быть наполовину мокрым. Такой эффект достигается путём добавления воды на 25% меньше, чем цемента. Наглядный пример: на шесть вёдер цемента (сюда входит пластификатор и краситель) нужно четыре ведра воды.

В бетономешалку сперва заливают воду, после чего добавляют порцию цемента. В результате перемешивания должна получиться однородная эмульсия. После добавления в образовавшуюся эмульсию отсева, получается раствор, который нужно тщательно перемешать. Далее следует влить заранее разбавленный пластификатор и краситель. Полимерный состав вымешивают, пока не получится однородная масса.

Сделать смесь для тротуарной плитки можно, применяя ручное перемешивание, но для такого способа требуется хорошая физическая подготовка и дополнительное время.

Пошаговая инструкция

Качество несущего слоя в случае укладки плит на бетон очень важно из-за использования жесткой фиксации. При неудачном исполнении сооружение быстро потрескается

Подготовка подушки из бетона

Для улучшения качества работ по подготовке бетонного основания под тротуарную плитку можно использовать объемную георешетку — конструкцию в виде сот, выполненную из синтетического материала, стойкого к гниению и химическим воздействиям.

При растяжении такая решетка образует устойчивый в горизонтальном и вертикальном направлениях каркас, армирующий любой насыпной материал, размещаемый в ячейках. Срок службы подобной решетки — до полувека.

  1. На дно траншеи укладывают георешетку и засыпают ее 15-сантиметровым слоем щебня. Высота решетки подбирается так, чтобы ее края были ниже уровня щебня и не мешали трамбовке.
  2. Подушка из щебня трамбуется.
  3. Поверх щебня укладывается армирующая сетка.

По контуру разметки, выполненной из колышков и шнура, выставляется опалубка, в которую будет заливаться бетон.
Готовится бетон и непрерывно заливается в опалубку, чтобы в теле бетонной подушки не образовались так называемые холодные швы, снижающие прочность конструкции.

Сразу после заполнения опалубки для уплотнения структуры материала и отведения воздушных пузырей используют погружной вибратор.

Бетонная подушка накрывается пленкой, чтобы избежать слишком быстрой потери влаги и следующие 3–7 дней ее поверхность периодически смачивается водой.

На большой площади через каждые 2–3 м нужно делать температурные швы. Для этого перпендикулярно опалубке и поверхности земли устанавливаются доски, которые потом нужно будет убрать и перед укладкой брусчатки заполнить швы эластичным составом. Во время перепадов температур эти швы помогут избежать разломов бетонной подушки.
Для отвода влаги, попавшей на поверхность бетонной подушки под брусчатку, на некотором расстоянии друг от друга устанавливают обрезки полипропиленовых или асбоцементных труб, верхний уровень которых должен быть вровень с верхним уровнем бетонной подушки, а нижний конец располагаться на прослойке из щебня. Перед началом укладки дренажные отверстия заполняются мелким щебнем.

Когда бетон полностью застынет, опалубка убирается.

Установка бордюров

В оставшееся после разборки опалубки углубление нужно установить бордюры. Для этого делается жесткий бетон, мастерком укладывается в ров и на него по одному устанавливаются бордюрные камни.

Чтобы вогнать их в раствор, используется резиновая киянка. Щели между камнями заливают жидким бетоном.

Высота бордюров должна быть как минимум на 20–30 мм ниже верха брусчатки, чтобы не мешать стоку воды. Через сутки, когда раствор застынет, пространство между бордюрным камнем и стенками траншеи засыпается песком.

Как правильно класть

Габариты плит выбираются в зависимости от назначения: для тротуара достаточно толщины 4–5 см, а если на поверхность будут заезжать машины, то выбирают брусчатку не тоньше 6 см.

На бетонное основание плиты укладывают на сухую песчано-цементную смесь или на цементно-песчаный раствор.

  1. При использовании цементно-песчаной смеси (ЦПС) используется только просеянный песок. Раствор готовится из 1 части цемента и 3 частей песка, консистенция должна быть как у густой сметаны. Мастерком на бетонную подушку раствор выкладывается ровным слоем в 2–3 см. Брусчатка укладывается на раствор по запланированной схеме и слегка вбивается в раствор с помощью киянки. Горизонтальность поверхности следует выверять как можно чаще строительными уровнями.

При использовании для укладки сухой ЦПС работы ведутся аналогично укладке брусчатки на песчаную подушку — на бетон насыпается слой сухой ЦПС (3–5 см), выравнивается правилом или обычной доской с ровным краем, а затем на эту подушку выкладываются плиты.Сухая ЦПС готовится из расчета на 1 часть цемента 6 частей песка, но в сухом виде она не в состоянии прочно удерживать брусчатку, поэтому по завершении работ площадка хорошо проливается водой, которая попадает через зазоры между плиткой вниз и смесь застывает.

Заделка швов

Между брусчаткой швы засыпают сухой ЦПС и проливают водой. Операцию повторяют до тех пор, пока смесь не перестанет усаживаться. Через 2–3 суток, когда поверхность окончательно высохнет, убирают строительный мусор, веником сметают мелкий сор и пыль и, при необходимости, промывают поверхность сильным напором воды из шланга.

Полезное видео

Еще больше о технологии укладки тротуарной плитки на бетонное основание узнаете из этого видео:

Основные виды и правила выбора

По составу тротуарная плита представляет собой цементную смесь с добавлением различных красителей, минеральных компонентов, пластификаторов. Использование сырья высокого качества гарантирует соответствие ГОСТу, следовательно, долговечность покрытия.

Правильная дозировка, соблюдение технологий – гарантия качества, поэтому приобретать материал стоит у проверенных производителей, не гнаться за дешевизной кустарного производства.

Предпочтение целесообразно отдать варианту, имеющему добавки крошки гранита, полимеров, высококачественной глины. От варианта, состоящего исключительно из бетонно-песчаной смеси, лучше отказаться, поскольку долго он не прослужит.

Современные изготовители предлагают потребителю два основных вида тротуарных плит:

  • Вибропрессованная тротуарная плитка. Имеет чаще всего прямоугольную, квадратную или ромбовидную форму, однообразные цвета.
  • Вибролитая тротуарная плитка. Изготавливается ручным способом, поэтому отличается большей цветовой гаммой, максимальным разнообразием форм.

При выборе учитывается качество основы, функциональное назначение зон покрытия. Специалисты советуют выбирать материал небольших размеров, так как он более устойчив к растрескиванию

Важно учесть толщину блоков. Минимальная – три сантиметра, для парковки и мест проезда автомобиля – не менее 5-6 сантиметров

Цвет и форму подбирают гармонирующую с отделкой здания дома, учитывая собственные предпочтения. Монтаж ромбовидной и прямоугольной плиты более сложен, требует применения некоторых навыков работы. Фигурную уложить легче, потому что менее заметны огрехи.

ВАЖНО. Выбирая плиту, следует учесть её экологичность, так как нагрев поверхности летом вызовет выделение вредных веществ, что неблагоприятно скажется на здоровье семьи

Каждую плиту внимательно рассматривают, оценивают её качество. Стоит отказаться от покупки материала, обладающего следующими недостатками:

  • Неоднородная структура внешней стороны.
  • Слишком яркий цвет.
  • Неравномерная окраска.
  • Пятна тёмного цвета на обратной стороне.
  • Сгустки материала в структуре.
  • Гладкая, с повышенным блеском поверхность.

СОВЕТ. Постучав двумя экземплярами друг об друга, можно определить их качество: глухой звук говорит о непрочности материала. Качественная плита должна быть звонкой.

Пошаговая инструкция и последовательность действий

Основа для любой садовой дорожке — хорошая подушка из песка и щебня. В особых случаях требуется усиленное основание. Тогда надо заливать стяжку и укладывать «практичный ландшафтный декор» на бетонную подложку. Но такой вариант, как правило, применяется очень редко.

Перед работой, определимся с инструментами. Не буду на «все сто» гарантировать, что чего-то не упустил, а в чём-то не «перебрал». Я ведь делаю универсальное описание технологии, а не под Ваше конкретное решение. Итак, что надо для успешной работы, кроме головы и рук мастера?

  • кельма;
  • шпагат;
  • колышки с насечками;
  • водяной уровень;
  • бумага и карандаш;
  • шланг с душевой насадкой или садовая лейка;
  • обрезиненный молоток (киянка);
  • вибротрамбовка или самодельный «трамбователь»;
  • садовая метла или веник;
  • лучше всего веерные грабли;
  • совковая лопата;
  • швабра с жёстким ворсом;
  • болгарка с алмазным диском для подрезки плитки;
  • песок, щебёнка, отсев, вода;
  • немного цемента;
  • геотекстиль, но можно обойтись и без него;
  • сама плитка-брусчатка и поребрик (одно из названий бортового камня).

С инструментом и материалом определились, пора начинать…

Сперва делают разбивку участка, который будет моститься. А именно: вбивают колья и выставляют «красные метки» (т.е. натянутый шпагат, который очерчивает границы того горизонта, где будет заканчиваться брусчатка). Для выравнивания обозначенной дорожки, на возвышенных местах, излишки грунта убираются, а в низинах (приямках) – наоборот, подсыпаются. Весь нужный рельеф выравнивается граблями и утрамбовывается.

В обязательном порядке предусмотрите уклон шпагата примерно в 3-5°, по направлению будущего водоприёмника. Заранее покажу. Наш «пирог», будет таким (фото справа).

Или иметь такую приблизительную наглядную схему:

Затем, приступаем к земляным работам.

  • Вынимаем грунт на глубину штыковой лопаты: 15-18 см. Дно образовавшейся «траншеи» должно быть чистым, без мусора и без корешков растений.
  • Выполняем поперечную и продольную разметку траншейного дна и обязательно учитываем уклон для отвода талых и дождевых вод.

Если почва глинистая, можно в наиболее углублённых местах сделать дренажные отводы.

  • Трамбуем дно. Если есть вибротрамбовка – Гут! Нет, используйте небольшой кусок бревна, закрепив к торцу ручку-держалку — обыкновенный черенок от лопаты. Делаем не меньше десяти трамбовочных проходов каждого следа.
  • Если садовая тропинка будет иметь чёткие геометрические размеры, то роем канавки под размер поребрика (бортового камня) и устанавливаем их. Есть вариант поставить их потом, но для защиты краёв площадки от риска осыпания, тогда придётся ставить опалубку.

Например, для бортового камня высотой 20 см, делают следующее:

  1. Прокапывают траншею глубиной 30 см;
  2. Подсыпают щебень или отсев на толщину 10 см;
  3. Затем заливают бетоном ≈ 2-3 см;
  4. Ставят бордюр таким образом, чтобы его верхний край был на 2-3 см ниже уровня горизонта плитки*.

*Это нужно для того, чтобы бортовой камень не мешал отведению воды, а наоборот, способствовал её стеканию. Установка поребрика, препятствует расшатыванию и «расползанию» плитки из «нужного русла».

Первым слоем, в траншею на утрамбованный грунт, сыпем щебёнку. Для участков дорожки с большим интенсивным давлением (автомобиль под оригинальной перголой), слой делают в 10-15 сантиметров.

  • Вторым слоем засыпаем и разравниваем граблями, отсев. Толщина этого слоя, в пределах 5-7 см. Выполняя подсыпку отсевом, предусмотрите запас под трамбовку.
  • Песчаная отсыпка — это уже третий слой. Он просыпается сверху отсева, слоем в 3-5 см. Его не следует утрамбовывать, а нужно просто разровнять граблями. Песок для подушки подойдёт мелкой фракции, но проверьте, чтобы он был без мусора и примесей почвы. В них могут быть семена сорных растений. Если прорастут, будет досадно.

Разравнивают песок, используя металлический профиль или дюймовые трубы ПВХ. Их размещают по принципу железнодорожных рельс. Через расстояние 1 – 1,5 метра друг от друга.

Обязательно ли использование дренажной системы?

Если на дорожках будет застаиваться вода, проходящим по ним людям придется невесело – вероятность получить увечье будет очень высока. Плюс при изготовлении отмостки из тротуарной плитки с примыкающих к зданиям поверхностей вода будет стекать под фундамент. Поэтому дорожки всегда делают с уклоном 1-2 °. Причем делать его необходимо в сторону мест отвода воды – дренажа.

Обустройство водостока

Дренажные трубы монтируются через каждые 2-3 м поперек дорожки. Вода по ним должна продвигаться самотеком, поэтому укладку следует производить под уклоном 2-3 градуса. Использовать можно и специальные водостоки. По сути, это особый вид плитки в виде желобов.

Если участок сухой, сложная система водостоков не понадобится – достаточно прорыть для отвода воды небольшие траншеи и засыпать их гравием или щебенкой, а поверх замаскировать грунтом. На болотистых почвах понадобится установка сложных дренажных систем

Особое внимание следует уделить отводу дождевых вод при укладке плитки у отмостки зданий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector