Бордюр

Содержание:

Изготовление и монтаж деревянных ограждений

Чтобы сделать красивый бордюр, можно использовать любые пиломатериалы: доски, бруски, спилы и пр. Дерево хорошо тем, что легко поддается обработке, выжиганию, его можно окрашивать и покрывать лаком. Вариантов, как изготовить декоративные бордюры, много: от простой укладки досок вдоль тропинки до резного штакетника. Одно из самых простых и эстетичных решений – ограждение из спилов. Начинается работа с подготовки элементов:

  • Все части будущих бортиков выравнивают по размеру: длине, ширине, высоте. Их необходимо очистить от коры и загрязнений.
  • Обрабатывают пропитками, защищающими от гниения. На доски раствор наносят кистью. Спилы лучше вымачивать, погружая в антисептик минимум на 23 длины.
  • Хорошо просушивают.
  • Выкапывают траншею и засыпают в нее песок. Необходимо наличие дренажной системы и гидроизоляции, чтобы материал прослужил долго.
  • Детали устанавливают на песчаную подушку и вбивают в нее. Чтобы дерево не потрескалось используют киянку, а не металлический молоток.
  • Верхнюю часть спилов окрашивают или лакируют: так дерево будет смотреться лучше и прослужит дольше. Покрытие придает декоративные качества и защищает от атмосферных воздействий, гниения.

Вес и таблица размеров тротуарного бордюра

Тротуарный бордюр готового образца выпускается по ГОСТу, в разных весовых категориях и размерном ряде. В заводских условиях бортовые камни из железобетона производятся по ГОСТ 6665-81, имеют классификацию БР (рядовой), БУ (рядовой уширенный), БУП (рядовой уширенный прерывистый), БЛ (прямой с лотком), БВ (въездной), БК (радиальный, радиус кривизны 5-15 м).

1000х200х80

Бордюр тротуарный, марка БР100.20.8, вес 40 кг. Садовый поребрик, используемый для ограждения газонов и тротуаров.

500х200х30

Бордюр малый садовый тонкий, вес 6,65 кг. Используется для разграничения садового участка и придомовой территории.

500x200x70

Бордюр садовый вибролитой марки БР 50.20.7, вес 15 кг. Изготавливается методом вибролитья, используется при оформлении парковых зон и пешеходных дорожек.

Нормативное регулирование по ГОСту

Чтобы узнать о требованиях к качеству ж/б и бетонных бордюров, достаточно заглянуть в официальные документы. Это ГОСТ 6665-91, а также документ ГОСТ 6665-82. Первый документ является более усовершенствованным вариантом второго, но в целом требования в них будут схожими:

  1. Камень изготавливается из мелкозернистого тяжелого бетона плотной текстуры.
  2. Предназначен для отделения проезжей части от тротуаров, газонов, остановок общественного транспорта.
  3. Бортовые камни могут быть прямыми, въездными или криволинейными. На каждый тип изделия существует своя маркировка.
  4. Могут изготавливаться из бетона, имеющего прочность на сжатие В22,5, В30.
  5. Верхние и нижние грани камней должны быть перпендикулярны друг другу.
  6. Камни длиной до 1 метра изготавливают из мелкозернистого бетона путем вибропрессования. Изделия длиной 3-6 метров делают из тяжелого бетона, обязательно армируют конструкцию.
  7. Маркировка бортового камня состоит из нескольких буквенных значений: первая группа – это тип, длина, высота и ширина, радиус кривизны. Вторая группа – это класс напрягаемой арматуры. Например, БК100.30.18.8, что означает Бортовой камень длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 метров.
  8. Камни должны быть прочными и устойчивыми к трещинам.

Водопоглощение изделий по массе не должно превышать 6% для мелкозернистого бетона и 5% для тяжелого бетона. Водоцементное соотношение не должно превышать 0,40. Смеси бетона для изготовления такого камня должны соответствовать ГОСТ 7473.

Бордюр или поребрик – в чем разница

Вопрос существования двух схожих по значению слов («бордюр» и «поребрик») не дает покоя многим. Их часто путают, вкладывают неверные значения, соответственно, неправильно применяют в русском языке. Но следует все же узнать, чем отличается бордюр от поребрика – способом установки, вот главный фактор. Ни размер, ни форма не имеет значения в данном случае.

Разница между бордюром и поребриком

Установка бордюра и поребрика выполняется из одних и тех же элементов – это бортовой (он же бордюрный) камень. Отличие заключается в том, каким образом происходит установка. Существует 2 варианта:

  • бордюр: камень располагается так, чтобы его верхняя грань находилась на одном уровне с основным покрытием (тротуара, дорожки на приусадебном участке и т. д.);
  • поребрик: верхняя грань бортового камня выше основного покрытия.

Монтаж бордюра своими руками на приусадебном или садовом участке

Существует сравнительно простая инструкция по выполнению основных работ. Но при этом все равно допускаются ошибки, поэтому следует изучить еще и тонкости, советы.

Инструкция по выполнению работ

Начинать нужно с расчистки участка. Затем проводится его разметка, далее – выполняется непосредственная копка, а также дальнейшие действия по установке. Теперь подробно обо всех этапах:

  1. На расчищенный от травы и мусора, камней участок наносят линии будущей дорожки. Для этого можно использовать песок – его рассыпают, формируя линию определенной ширины.
  2. Копают грунт, что сопровождается его выемкой на поверхность. Рекомендованные параметры: до 40 см ширина и не более 30 см глубина. Но все размеры корректируются с учетом параметров бордюрного камня и способа его установки (бордюр или поребрик).
  3. Грунт на дне траншеи выравнивается, уплотняется, для чего используют подручные средства (металлическую или деревянную конструкцию с широким основанием и вертикальным держателем).
  4. Формируется подушка из щебня – до 15 см толщиной, она трамбуется.
  5. Делается разметка высоты будущего поребрика. Для этого в грунт вбиваются колья, натягивается веревка – она будет соответствовать уровню верхней грани бордюрного камня.
  6. Заготавливается цементный раствор (марка от М300 и выше), выкладывают на дно траншеи.
  7. Бордюрные камни устанавливаются так, чтобы они были на одном уровне с веревкой. Рекомендованная глубина расположения в растворе – не менее 5 см.
  8. Работы продолжаются по описанной схеме, все действия повторяются. Не следует выкладывать цементный раствор на всю длину дорожки, т. к. он успеет подсохнуть, пока дойдет очередь до крайних изделий.

Нюансы монтажа

Главные советы касаются устройства основания:

  • лучшим вариантом «подушки» является щебень, т. к. он прочный, не рассыплется в дальнейшем, что позволит сохранить форму бордюра, но если грунт песчаный, можно обойтись без такого наполнителя;
  • вязкий и плотный грунт будет поглощать щебень, поэтому следует защитить наполнитель прослойкой, для этой цели лучше всего подойдет геотекстиль – это плотный водо- и воздухопроницаемый материал, который при этом сохраняет первоначальную структуру, даже если постоянно контактирует с агрессивными средами, покрытие настилают перед тем, как будет уложен щебень, причем края заворачивают наверх;
  • если изначально было заложено в траншею много бетона, он схватится, пока ведется монтаж камней в начале ряда, поэтому лучше подготавливать основу для 2-3 бордюров, причем в подсохший бетон нельзя добавлять воду, это не улучшит его свойства, а лишь негативно повлияет на структуру.

Нарушение технологии монтажа обычно приводит к снижению прочности новых конструкций. Слишком водянистый раствор не наберет прочности. А такое сооружение не выдержит воздействие высоких нагрузок.

Обзор видов камней, произведенных по стандарту

Главной функцией бордюрного камня является создание преграды для грунта, который может попасть на проезжую часть или тротуар, когда выпадают осадки. Кроме того, это еще и декоративный элемент, а также он обеспечивает комфорт передвижения по дорогам и дорожкам. Главные признаки:

  • основной материал – бетон (существуют и армированные изделия);
  • значительная длина при малой площади торцевой части;
  • повышенная износоустойчивость.

Все без исключения характеристики описывает ГОСТ 6665-91. Разрешается использовать только стандартизованные бортовые камни, если выполняется монтаж дорог. Производятся они из пескобетона или тяжелого бетона, который содержит наполнитель в виде гравия. Определяющим фактором при выборе является также марка – рекомендуется состав не менее М300. Для южных и северных регионов используют разные материалы. Это обусловлено тем, что климат в южных регионах нестабильный, изменение температуры воздуха происходит многократно, соответственно, рекомендуется использовать материалы с большим количеством циклов заморозки/разморозки (F400 и выше).

Изготовление бордюров своими руками: готовим бетон и заливаем формы

Для самостоятельного создания ограждений из бетонного раствора понадобится:

  • речной песок;
  • цемент;
  • пластификатор;
  • пигментная добавка (для цветного ограждения);
  • отработанное машинное масло.

Технология приготовления состоит из следующих этапов:

  1. Цемент, песок и щебень смешиваются в бетономешалке в пропорциях 1:3:4 соответственно. Сначала в бетономешалку засыпается половина порции песка и щебня, перемешивается, затем загружается цемент и полностью остатки щебня с песком. Сухая смесь переваливается в бетономешалке не менее 5 минут.
  2. Пластификатор растворяется в воде согласно инструкции и выливается в бетономешалку, затем постепенно заливается вода. Количество воды регулировать до тех пор, пока смесь не приобретет консистенцию вязкой массы.
  3. Разведенный в воде пигментный краситель добавить в раствор и перемешивать его еще в течение 5 минут.
  4. Форма для бордюров смазывается маслом — впоследствии готовое изделие будет легче вынуть.
  5. Полученный раствор заливается в форму и извлекается из нее при схватывании — по истечении не менее 2 суток.

Для повышения плотности и прочности изделий рекомендуется использовать вибростол — в формах с раствором из заливки будет удаляться весь воздух. Для бетонного раствора рекомендуется использовать цемент марок М400 или М500, так конструкция получится намного прочнее. А речной песок желательно просеять перед замешиванием, чтобы удалить примеси глины, которая может снизить прочность бетона.

Для дополнительной прочности в формы, наполовину заполненные раствором, укладывается арматура, которая затем заливается остатками раствора. Окончательно бетонное изделие наберет марочную прочность только через месяц, поэтому раньше монтировать бетонные блоки не рекомендуется.

Вас также могут заинтересовать:

23.05.2021

Какие бывают марки асфальта и что они означают

Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые…

Читать далее

28.02.2021

Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности

Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии…

Читать далее

24.03.2020

Минимальная толщина укладки асфальта

Учитывая то, что подавляющее большинство автомобильных дорог на территории нашей страны (если конкретнее, то около 80%)…

Читать далее

18.04.2021

Какая температура асфальта при укладке?

Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности…

Читать далее

21.03.2021

Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров

Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими…

Читать далее

15.02.2021

Асфальтовая крошка: недорогая и качественная альтернатива

Асфальтовая крошка или асфальтогранулят является одним из самых востребованных материалов, полученных…

Читать далее

20.02.2021

Можно ли асфальт укладывать на старый асфальт?

Асфальтовое покрытие, как и практически любой другой материал, имеет ограниченный срок службы…

Читать далее

28.02.2021

Коэффициент уплотнения асфальта: что за показатель и зачем он нужен

Любое асфальтовое покрытие должно обладать высоким качеством, определенными физико-механическими…

Читать далее

24.03.2020

Можно ли укладывать асфальт в дождь?

Казалось бы, довольно простой вопрос, на который можно дать такой же простой односложный ответ «да» или «нет». Вот, например…

Читать далее

Бордюрный камень — изготовление своими руками

Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.

Материалы и инструменты

Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:

  • емкость для приготовления бетона или бетономешалка;
  • шуфель;
  • оцинкованное 12-ти литровое ведро;
  • мастерок;
  • глубинный вибратор (или перфоратор с насадкой-миксером);
  • шуруповерт.

Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:

  • гравий с размером частиц от 20 до 40 мм;
  • песок;
  • цемент марки М400-М500;
  • ДСП толщиной 18 мм для изготовления формы;
  • вода;
  • саморезы;
  • пластиковый уголок.

Изготовление формы для заливки — бордюрный камень

Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:

  1. Из толстого ДСП делают коробку – внутренняя длинна и ширина коробки, высота от дна должны соответствовать аналогичным параметрам изделий которые планируется изготавливать. Все элементы коробки скрепляют оцинкованными прочными саморезами.
  2. Внутрь коробки крепят пластиковые уголки – расстояние между этими элементами определяет ширину будущего изделия.
  3. Из того же ДСП вырезают перегородки которые вставляя внутрь формы фиксируют с помощью уголков.

Рисунок 6. Самодельная форма для изготовления бордюрного камня

Для того чтобы при заливке формы бетоном ее не деформировало длинные стороны фиксируют между собой струбцинами

Изготовление бордюров

Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:

  1. Приготовление рабочего раствора – во вращающийся ковш бетономешалки засыпают цемент, песок и гравий в соотношении 1:3:3, добавляют воду в таком количестве, чтобы готовый раствор имел консистенцию густой сметаны.
  2. Заливка рабочего раствора в форму – готовый бетон во все секции самодельной формы при помощи ведра.
  3. Уплотнение бетона при помощи глубинного вибратора или насадки-миксера на перфоратор.
  4. Застывание – форму с уплотненным бетоном стягивают с двух сторон при помощи струбцины и оставляют на 12-18 часов для затвердения.
  5. Выемка готового изделия из формы – после того как раствор в форме затвердел и набрал требуемую прочность с формы снимают струбцины, переворачивают ее и легкими постукиваниями по дну вынимают готовые изделия.

4.4. Обязательные организационно-технологические правила

1. Железобетонные плиты для
сборных покрытий следует изготовлять из тяжелого бетона средней плотности от
2200 до 2500 кг/м3 включительно, классов по прочности на сжатие и
марок по прочности на растяжение при изгибе, указанных в ГОСТ
21924.1 -84 и ГОСТ
21924.1 -84.

2. Марки бетона по
морозостойкости и водонепроницаемости принимаются для плит, предназначенных для
постоянных дорог — МРЗ 150 и W
4, а для плит временных дорог — МРЗ 150 и W2, при испытании МРЗ в соляных
растворах.

3. Плиты должны иметь правильную
геометрическую форму, ровную, чистую, шероховатую рабочую поверхность,
обеспечивающую величину коэффициента сцепления не менее 0,5.

4. На плитах не допускаются:
поверхностные трещины, расслоение бетона, обнажение арматуры, местные
разрушения бетона, вмятины, раковины глубиной более 3 мм.

5. Технологическая
последовательность строительства покрытий из железобетонных конструкций состоит
из следующих операций: подготовительные работы, возведение земляного полотна,
устройство подстилающего слоя, установка бордюрного камня, устройство основания
(цементно-песчаная смесь), монтаж покрытия, вибропосадка и заливка швов.

В отдельных проектах
предусматривается строительство дренажей мелкого заложения. Технологический
процесс устройства дренажа мелкого заложения состоит в следующем: рытье
траншеи, устройстве ровика и его уплотнении, усадке трубофильтров, сопряжении
их с водоприемниками, заполнении песком траншеи и его уплотнении.

6. Устройство подстилающего слоя
можно выполнять по двум вариантам.

Первый вариант: подвозка песка
автотранспортом; разравнивание первого слоя песка грейдером или бульдозером;
установка рельс-форм; послойное разравнивание и уплотнение песка
профилировщиком с поливкой водой.

Второй вариант: подвозка песка
автотранспортом; послойное разравнивание грейдером или бульдозером и укатка с
поливкой водой.

7. Бордюрные камни
устанавливаются бордюроукладчиком, чаще всего вручную с применением приспособлений.
По уплотненному песчаному слою устраивают бетонное основание толщиной 10 см, на
которое устанавливается бордюрный камень по шнуру, натянутому между
металлическими штырями по высоте, соответствующей верхней кромке камней. С двух
сторон бордюрного камня устраивают бетонную обойму высотой 10 см в опалубке,
затем производится расшивка швов между установленными камнями.

8. Устройство основания
(цементно-песчаная смесь) можно выполнять по двум вариантам.

Первый вариант: подвоз сухой
смеси; укладка смеси распределителем; планировка и уплотнение смеси
профилировщиком.

Второй вариант: подвоз сухой
смеси автосамосвалами или автобетоносмесителями; укладка смеси укладчиком на
гусеничном ходу; окончательное выравнивание смеси вручную.

9. Монтаж покрытия состоит из
подвоза плит автотранспортом и укладки плит автокранами.

10. Вибропосадка плит
производится после установки бордюрных камней.

11. Заделка швов между самими
плитами и плитами с бордюрным камнем состоит из следующих операций: расчистки
плит электрощеткам и или сжатым воздухом от компрессора; заделки швов и
монтажных отверстий песчаноцементной смесью; заливки швов мастикой.

12. Устройство тротуаров,
садово-парковых пешеходных дорожек и площадок осуществляют с покрытием из
сборных квадратных (К), прямоугольных (П), шестиугольных (Ш), фигурных бетонных
плит и элементов мощения (Ф), элементов декоративных дорожных (ЭДД).

13. Виды, марки и размеры
тротуарных плит представлены в ГОСТ 17608-91.

14. Технологическая
последовательность работ по строительству сборных покрытий тротуаров включает
следующие этапы работы: рытье и уплотнение корыта, установку бордюрного камня,
устройство подстилающего слоя, устройство основания и покрытия, в том числе
заполнение швов.

15. К работам по устройству
покрытий дорог из сборных железобетонных конструкций допускаются лица на моложе
18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по утвержденной программе
безопасным методам работы и проинструктированные непосредственно на рабочем
месте. Проверка знаний проводится ежегодно комиссией, после чего рабочим
выдаются удостоверения.

16. За соблюдением правил
техники безопасности при строительстве покрытий дорог из сборных железобетонных
конструкций несет ответственность главный инженер строительного управления и
производитель работ.

17. При производстве работ в
зимний период по строительству дорог из сборных железобетонных конструкций
следует руководствоваться ВСН
51-96 «Технология строительства городских дорог в зимнее время».

5. «КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УСТРОЙСТВА ПОКРЫТИЙ ДОРОГ ИЗ МОНОЛИТНОГО
БЕТОНА»

Тротуарный бордюр

При выборе тротуарного бордюра необходимо обращать внимание на технические показатели

Физические характеристики

К ним относятся:

  1. Марка прочности. Бетон должен иметь марочную прочность М400 и выше.
  2. Класс бетона. Рекомендуется класс бетона В30 (прочность бетона 39,29 МПа).
  3. Морозостойкость. Бордюрный камень должен выдерживать от 200 до 300 циклов.
  4. Срок эксплуатации. Производители гарантируют долговечность изделия и срок службы до 20 лет.

Преимущества тротуарного бордюра

Достоинства бетонного бордюрного ограждения:

  • долговечность;
  • морозостойкость;
  • влагостойкость;
  • износостойкость;
  • устойчивость к механическим повреждениям;
  • эстетичность;
  • простота установки.

Средние расценки

Учитывая большое количество производственных предприятий, которые поставляют бордюры для тротуаров на рынок во все регионы страны, ужесточённая конкуренция приводит к уравниванию средних расценок на всей территории РФ:

  1. Дорожные бордюры:

    • БР с длиной 1 м – 450 – 500 руб./шт.
    • БР с длиной 3 м – 1100 – 130 руб./шт.
    • БУ – с длиной 1 м – 500 – 600 руб./шт.
    • Радиусные изделия – от 700 руб./шт.
  2. Садовые бордюры:

    • Литые, серые, габариты 500 х 200 х 40 – от 60 руб./шт.
    • Вибропрессованные, серые, габариты 500 х 200 х 40 – от 65 руб./шт.
    • Вибролитые, серые, габариты 500 х 200 х 40 – от 70 руб./шт.
    • Вибролитые, серые, габариты 1000 х 200 х 80 – от 150 руб./шт.
    • Цветные камни – удорожание от 5% до 25%.
    • Тонкие бордюры 40 мм – от 45 руб./шт.
  3. Гранитные бордюры:

    • ГП1 – от 1500 руб./п. м.
    • ГП2 – от 2400 руб./п. м.
    • ГП3 – от 4000 руб./п. м.
    • ГП4 – от 1100 руб./п. м.
    • ГП5 – от 750 руб./п. м.

Указанные выше цены могут незначительно разниться, в зависимости от количества продукции в заказе, сложности изготовления бордюра, типа сырьевого материала, а также от внутренней ценовой политики организации-поставщика.

Как сделать бетонный бортик на своем участке

Существует 2 варианта, как сделать ограждение у себя на участке. Можно его собрать из уже готовых блоков, изготовить их самому или залить бордюр непосредственно на месте.

Работа с блоками

Готовые части бордюра имеют стандартные габариты. Укладывают их ребром или широкой стороной.

Бетонный блок очень тяжелый, поэтому требуется основательная подготовка земли. Укладывают так:

  • Выкапывают траншею шириной чуть больше блока и глубиной около 20 см.
  • Засыпают слой щебня и утрамбовывают.
  • Поверх насыпают песок, поливают водой и уплотняют. Нужно, чтобы он заполнил все щели.
  • На подготовленную «подушку» наливают бетон, а в него погружают блоки.
  • Бордюр выравнивают по уровню или натянутой веревке, постукивая резиновым молотком.
  • Остатками раствора уплотняют стыки.

Ограждение можно устанавливать одновременно с созданием дорожки или после того, как она будет готова.

Самостоятельное изготовление

Если стандартные блоки не подходят по размеру, можно сделать их самостоятельно. Для этого понадобятся формы: можно купить готовые пластиковые или собрать самому из дерева или швеллера. Если нужен цветной поребрик, то в раствор при замешивании добавляют нужный колер. Дозировка зависит от того, насколько интенсивный тон требуется. Покупать нужно только подходящую для таких работ краску. После отвердевания раствора готовые изделия вынимают из форм и устанавливают так же, как и покупные.


Разноцветный бордюр оживляет участок, вносит свежие нотыИсточник sandstone.by

Другой вариант – заливка бетонного ограждения в опалубку. Аналогичным способом делается ленточный фундамент:

  • Выкапывают траншею, куда будет устанавливаться опалубка.
  • Опалубку делают из досок, пластика или стали и фиксируют колышками.
  • В готовую форму заливают цементный раствор и утрамбовывают, чтобы убрать все пузырьки воздуха. Тогда бетон будет прочным.
  • Затем поверхность разравнивают.
  • После застывания бетона опалубку снимают и нарезают компенсационные швы через 1-1,5 м.
  • Завершающий этап – засыпка землей и ее утрамбовывание.

Залитый по этой методике бордюр не отличается эстетичностью, его потребуется дополнительно украсить. Зато он будет прочным и надежным.

Чем отличаются бордюры от поребриков?

Бордюры и поребрики – это одни и те же бортовые камни, отличающиеся только схемами укладки:

  • Бордюры отделяют зоны, расположенные на разной высоте. При этом верхний край бордюрного камня находится на одном уровне с участком, расположенным выше. С другой стороны он образует ступеньку вниз.
  • Поребриками называют бортовые камни, которые возвышаются над обеими разделяемыми зонами. 

Более подробную информацию о бетонных бордюрах, характеристиках и стоимости, Вы всегда можете узнать у наших специалистов.  Задайте свой вопрос в форме обратного звонка или звоните в отдел вибропрессованных изделий.

Отличие бордюра от поребрика

Для понимания, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части . Так чем отличается поребрик от бордюра?

Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки

Размерами или формой они примерно одинаковые. Технология производства одинаковая, часто производители называют их бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Когда поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. А когда часть блока выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик. То есть, зависит от глубины установки бордюрного блока.

Технология монтажа в зависимости от типа

Установку бордюров для тротуаров рекомендуется доверить профессионалам. Если такой возможности нет, при производстве работ своими руками, рекомендуется придерживаться следующей технологической карты:

  • Вне зависимости от типа бордюрного камня, выполняется геодезическая разбивка территории.
  • В характерных точках устанавливаются колья, между которыми натягивается шнурка.
  • Бетонные или гранитных бордюры требуют искусственного основания и корыта. В случае с металлическими деталями, достаточно узкой борозды или простой забивки погружных стержней в грунт
  • По дну корыта устраивается слой песчано-гравийной смечи, с уплотнением до степени 0,95.
  • Тяжёлые каменные бордюры монтируются в предварительно приготовленную жёсткую цементно-песчаную смесь.
  • После установки бордюров, корректировка их положения выполняется деревянными киянками до достижения прямой линии.
  • На финальном этапе, производится контроль положения бордюра уровнем и шнуркой.

После монтажа бетонных или гранитных бордюров, необходимо выждать от 24 до 48 часов, после чего можно приступать к следующим работам по устройству тротуара.

При монтаже стальных изделий, необходимо убедиться, что территория не относится к потенциально подтопляемым зонам, так как повышенная влажность может привести к разрушению как материала борта, так и самого бордюра.

Возможные сложности и ошибки

При производстве работ по установке бордюров для тротуаров, новички нередко допускают ряд серьёзных ошибок, которые ведут к негативным последствиям

Чтобы этого не произошло, рекомендуется уделить повышенное внимание следующим нюансам:

  • В траншее постоянно образуется вода – высокий уровень верховодки обязывает устраивать водопонижение, дренаж или зумпфы.
  • При установке, камни дают моментальную осадку. При слабых грунтах – торфяниках или мягкопластичных глинах, рекомендуется полная замена основания на глубину до 40 см, вплоть до цементирования части грунта.
  • Бордюры не становятся в единую линию – из-за нарушения технологии изготовления, либо наличия товаров от разных партий, их толщина отличается – при выборе продукции, нужно отслеживать номер партии.
  • Цементно-песчаная смесь постели для установки бордюрных камней не твердеет длительное время и не обеспечивает должный показатель адгезии – необходимо проверить состав раствора, и, при необходимости, увеличить количество цемента.

Главной ошибкой большинства потребителей является выбор и покупка некачественного продукта, на поверхности которого содержится множество раковин, сколов или трещин, что приводит к быстрому разрушению из-за нарушения технологии изготовления.

Бордюры из подручных материалов

Ограждения для тропинок можно делать из подручных материалов: пластиковых или стеклянных бутылок, автомобильных шин, лозы, камней, оставшихся от строительства кирпичей, шифера или черепицы и пр.

Бутылочные заборы

Тара от напитков – один из самых доступных видов вторсырья. Они достаточно устойчивы к действию воды и химикатов, только удары представляют для них серьезную опасность. Можно сделать бордюр для садовой дорожки из стеклянных или пластиковых бутылок. Первый вариант будет более долговечным.

В бутылки насыпают песок, мелкую гальку или щебень до половины. Горлышко закупоривают. Вдоль тропинки выставляют шнур. По нему будет выравниваться бордюр по высоте, также бечевка не позволит отклониться от прямой. Выкапывают траншею на глубину половины бутылки и заливают цементным раствором. Тару вставляют горлышком вниз и выравнивают по шнуру. Бутылки можно ставить прямо или под небольшим углом. Затем бетон засыпают землей. При желании получившееся ограждение можно дополнительно декорировать.


Из бутылок может получиться оригинальное ограждениеИсточник kakpostroit.su

Пластиковые бутылки можно установить аналогичным образом. Также их можно использовать в качестве временного ограждения. Тогда бортик делают по более простой схеме: обрезают горлышко у бутылок и вставляют их в землю. Грунт нужно хорошо утрамбовать, чтобы тара держалась. Сверху пластик можно раскрасить. Или составлять бутылки, чередуя их по цветам.


Пластиковые бутылки уже давно стали популярным строительным материаломИсточник lookathis.ru

Автомобильные шины

Бордюр из старой резины можно сделать разными способами:

  • Старые колеса скапываю в землю наполовину. Грунт вокруг хорошо утрамбовывают. Затем шины окрашивают.
  • Из резины нарезают полосы подходящей ширины и закрепляют на брусках, вкопанных в землю. Иногда такие ленты ставят на цементный раствор, чтобы они лучше держались.


Шины давно используются для оформления садовых участковИсточник i.mycdn.me

Остатки кирпича

Оставшийся от строительства кирпич – прекрасный материал для ограждений для дорожек. Он прочный, долговечный, экологичный. При этом кирпичи можно ставить как угодно: вертикально, горизонтально, под углом. Можно просто вкапывать в землю, но надежнее – «садить» на цементный раствор. В этом случае технология напоминает работу с бутылками: выкапывают небольшую траншею, заполняют ее бетоном и укладывают кирпичи. Чтобы бортик получился ровным по высоте, нужно натянуть шнур.


Кирпич в качестве ограждения смотрится очень эстетичноИсточник remboo.ru

Садовые бордюры

Они предназначены для оформления садового участка. Клумбы и грядки, искусственные пруды и альпийские горки невозможно представить без бордюрных ограждений.

В чем преимущество садовых бордюров?

Помимо декоративной функции бортовые камни:

  1. Снижают рост сорной травы на окультуренной территории.
  2. Сдерживают почву, не давая расползаться при поливе.
  3. Способствуют более рациональному уходу за культурными растениями.

Садовые бордюры придают эстетичность и ухоженный вид грядкам и клумбам. Они могут быть выполнены из дерева, пластика, камня, бетона и подручных материалов.

пластиковый садовый бордюр

Из чего и как сделать бордюр своими руками

Не все дачники используют готовые формы — многие предпочитают создавать бортики для садово-огородных участков своими руками. Преимущество собственноручно сделанного ограждения в экономичности и создании оригинального дизайна.

Они могут быть изготовлены из различных материалов и подручных средств:

  1. Пластик. Сюда относятся пластиковые бутылки, поликарбонатные листы.
  2. Дерево. Ограждения можно оформить в виде частокола, небольшого заборчика или плетня.
  3. Профлисты. После ремонта на участке всегда остаются лишние стройматериалы, к которым относятся обрезки профлиста. Используя их, можно разграничить грядки на участке.
  4. Кирпич. Простейший вариант оформления клумб — выложить их силикатным кирпичом.
  5. Резина. Старые покрышки можно использовать как мини-забор для газона, покрасив их в яркие цвета.

Однако вместо подручных материалов можно использовать формы для заливки бордюра из бетона.

https://youtube.com/watch?v=1zBIxuhxMiE

Заключение — бордюрный камень

Таким образом, бордюры дорожные или тротуарные — это удобные прочные и надежные бетонные блоки, которые используются для ограждения пешеходной зоны от проезжей части, оформления клумб и цветников на приусадебных участках. Несмотря на большое разнообразие производителей данного вида продукции, сделать бордюр из бетона можно и своими руками. Для этого потребуется минимальный набор инструментов, материалов, время и главное — желание. Готовое изделие при правильном подходе к процессу по своим эксплуатационным характеристикам (морозостойкости, прочности, долговечности) будет незначительно уступать изготавливаемым в заводских условиях аналогам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector